МАЭЛ АУДИТ
Разумные цены при высоком качестве услуг Rambler's Top100
129344, Москва,
mael@maelaudit.ru

Пресс-центр » Наши публикации
На главную Обратная связь Карта сайта

Наши публикации

« предыдущая публикацияследующая публикация »
"Право и экономика", N 7, июль 2006 г.
ОФОРМЛЕНИЕ СЧЕТОВ-ФАКТУР

Как следует указывать в счете-фактуре адрес грузополучателя и грузоотправителя?

В соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата вы­писки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и иден­тификационные номера налого­плательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузо­отправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок това­ров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6)  количество (объем) постав­ляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему еди­ниц измерения (при возможнос­ти их указания);

7) цена (тариф) за единицу из­мерения (при возможности ее указания) по договору (контрак­ту) без учета налога, а в случае применения государственных ре­гулируемых цен (тарифов), вклю­чающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгру­женных) по счету-фактуре това­ров (выполненных работ, оказан­ных услуг), переданных имуще­ственных прав без налога;

9) сумма акциза по подакциз­ным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляе­мая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, оп­ределяемая исходя из применя­емых налоговых ставок;

12)  стоимость всего количест­ва поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (вы­полненных работ, оказанных ус­луг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

13) страна происхождения то­вара;

14)  номер таможенной декла­рации.

В настоящее время нормами НК РФ не определено, какой ад­рес должен быть указан — юри­дический адрес налогоплатель­щика, зафиксированный в устав­ных документах, или адрес фак­тического нахождения юридиче­ского лица или его офиса.

Наряду с этим в приложении № 1 к Правилам ведения журна­лов учета полученных и выстав­ленных счетов-фактур, книг по­купок и книг продаж при расче­тах по налогу на добавленную сто­имость, утв. постановлением Пра­вительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914, представлены уточнения по поводу отражения в счете-фактуре адреса грузоотправите­ля и адреса грузополучателя.

Вышеуказанным приложени­ем утвержден полный состав по­казателей счета-фактуры, отра­жаемых в строках данного пер­вичного документа, в частности:

в строке 3 отражается полное или сокращенное наименование грузо­отправителя в соответствии с уч­редительными документами. Если продавец и грузоотправитель — одно и то же лицо, то в этой строке пи­шется «он же». Если продавец и гру­зоотправитель не являются одним и тем же лицом, то указывается почтовый адрес грузоотправителя;

в строке 4 — полное или сокра­щенное наименование грузополучателя в соответствии с учреди­тельными документами и его поч­товый адрес.

Следует различать понятия «почтовый адрес» и «юридичес­кий адрес», реквизиты которых в ряде случаев не совпадают и по поводу которых в настоящее вре­мя возникают различные разно­гласия с налоговыми органами.

Анализируя нормы действую­щего законодательства, можно с уверенностью сказать, что поня­тия «юридический адрес» и «фактический адрес» не установ­лены ни одним нормативным до­кументе

Юридическим, адресом органи­зации признается адрес, указан­ный в Едином государственном ре­естре юридических лиц, который является местом нахождения юридического лица в соответст­вии с учредительными докумен­тами, а именно, согласно подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О го­сударственной регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей», адрес (мес­тонахождение) постоянно дейст­вующего исполнительного органа юридического лица (в случае от­сутствия постоянно действующе­го исполнительного органа юри­дического лица — иного органа или лица, имеющих право дейст­вовать от имени юридического ли­ца без доверенности), по которо­му осуществляется связь с юри­дическим лицом.

Определения термина «почто­вый адрес» не содержится ни в уч­редительных документах, ни в Налоговом кодексе, ни в постанов­лении Правительства РФ от 2 де­кабря 2000 г. № 914.

В соответствии с п. 1 Правил ока­зания услуг почтовой связи, утв. по­становлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. №221, почто­вый адрес означает местонахожде­ние пользователя с указанием поч­тового индекса соответствующего объекта почтовой связи.

Существующая арбитражная практика по вопросу обоснован­ности принятия к возмещению суммы НДС и правильности оформления полученных счетов-фактур не позволяет принять еди­ное мнение по данному вопросу.

Согласно постановлению ФАС Восточно-Сибирского  округа  от 9 сентября 2005 г. № А19-6488/05-40-Ф02-4323/05-С1 суд признал не­правомерными претензии налого­вых органов по поводу адреса гру­зополучателя, не совпадающего с адресом, указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.

В качестве обоснования рекви­зитов почтового адреса, несоответ­ствующего адресу, указанному в ЕГРЮЛ, выступ ила справка отделения почтовой связи, согласно кото­рой подтверждается факт получе­ния или отправления почтовой кор­респонденции организацией.

Следует отметить, что, по мне­нию аудиторов, требование нало­говых органов о полном соответст-

вии реквизитов юридического ад­реса и почтового адреса грузопо­лучателя является обоснованным.

Как было указано выше, со­гласно п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государ­ственной регистрации юридиче­ских лиц и индивидуальных пред­принимателей» под местонахож­дением юридического лица пони­мается адрес (местонахождение) его постоянно действующего ис­полнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действую­щего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юри­дического лица без доверенности.

В последнее время налоговые органы на данный факт обраща­ют внимание.

В том случае если при провер­ке подтверждается присутствие руководящего органа по месту ре­гистрации, а основное подразде­ление находится по другому ад­ресу, то налоговые органы трак­туют это как работу обособленно­го подразделения, требующую регистрацию по месту его нахож­дения. За несоблюдение данного требования применяются санк­ции в размере 10 000 руб. соглас­но ст. 116 НК РФ.

В том случае если исполнитель­ный орган не находится по место­нахождению, указанному в учре­дительных документах, требует­ся внесение изменений в учреди­тельные документы с указанием фактического адреса и дальней­шей их регистрацией в установ­ленном законодательством по­рядке.

Аналогичная точка зрения вы­сказана в письме Минфина Рос­сии от 5 августа 2005 г. № 03-02-07/1-212.

Таким образом, в случае не­соответствия почтового и юри­дического адресов грузополуча­теля и покупателя, являющих­ся одним лицом, в счета-факту­ры, в которых указан юридиче­ский адрес грузополучателя и адрес покупателя в соответст­вии с его учредительными доку­ментами, вносить изменения не следует. В данном случае необ­ходимо внести изменения в уч­редительные документы, указав адрес фактического местона­хождения исполнительного ор­гана. Также возникает необхо­димость внесения изменений в счета-фактуры, в которых ука­зан фактический (почтовый) ад­рес грузополучателя. 

Ж.Е. Шакпарова,
аудитор-эксперт "МАЭЛ АУДИТ"

Copyright © 2006 МАЭЛ АУДИТ. All rights reserved.
Promote by Salesagency.
Rambler's

Top100 Рейтинг@Mail.ru