МАЭЛ АУДИТ
Разумные цены при высоком качестве услуг Rambler's Top100
129344, Москва,
mael@maelaudit.ru

Пресс-центр » Наши публикации
На главную Обратная связь Карта сайта

Наши публикации

« предыдущая публикацияследующая публикация »
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 161-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ"

14 ноября 2002 г. вступил в силу Федеральный Закон № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее - Закон). Данный Закон внес существенные изменения в порядок деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Одним из основных новшеств Закона является запрет на создание государственными и муниципальными предприятиями дочерних предприятий, путем передачи им части имущества. Данный запрет распространяется на период, предшествующий принятию указанного закона, т.е. имеет обратную силу. Согласно п.3 ст. 37 Закона, унитарные предприятия, создавшие ранее дочерние унитарные предприятия, должны реорганизовать последние в течение 6 месяцев со дня вступления в силу данного закона. Реорганизация должна быть произведена в форме присоединения дочернего предприятия к головному. При этом предприятие считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении существования присоединенного предприятия.

Обозначим некоторые проблемы, которые могут возникнуть у государственных и муниципальных унитарных предприятий в связи с предстоящей реорганизацией.

1. Как упоминалось выше предприятиям предписано произвести реорганизацию в установленные сроки.

В соответствие с Законом начало реорганизации каждого конкретного предприятия во многом зависит от государственного органа, учредившего данное предприятие. Данный орган должен принимать решение о реорганизации, утверждать передаточный акт и изменения в устав предприятия. Учитывая выше сказанное, сроки начала проведения реорганизации по независящим от предприятия причинам могут быть отодвинуты на неопределенное время, что сократит срок, отведенный на реорганизацию этих предприятий.

В соответствие со ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" слияние и присоединение коммерческих организаций, балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного комитета.

Представляется, что необходимость получения данного согласия также негативно скажется на сроках проведения реорганизации.

2. Недостаточная определенность процедуры реорганизации предприятия в новом законе и ГК РФ приводит к возникновению необходимости самостоятельно регламентировать процесс реорганизации предприятия.

В рассматриваемом Законе не предусмотрено какой-либо формы синхронизации и организации процедуры присоединения, что, в принципе, не является препятствием для разработки и утверждения руководителями реорганизуемых предприятий совместного плана реорганизации. В данном плане следует зафиксировать этапы реорганизации и сроки их осуществления, а также действия каждой из сторон реорганизации. При составление такого плана следует особое внимание уделить подготовительной работе на присоединяющем предприятии, так как она менее всего регламентирована законодательством. Данную работу, прежде всего, следует ориентировать на устранение существующих несоответствий в деятельности присоединяющего и присоединяемого предприятия.

По существу составление подобного плана - это внутреннее нормотворчество по регламентации всего процесса реорганизации, от юридических до бухгалтерских и управленческих аспектов. Учитывая, что должностные лица реорганизуемых предприятий, как правило, не имеют опыта в разработке и проведении подобных мероприятий, то составление плана реорганизации потребует значительного времени. Сократить временные затраты возможно только посредством привлечения сил сторонних специалистов, в том числе юристов, аудиторов и т.д.

3. С момента принятия решения и составления плана реорганизации, до момента регистрации реорганизации основная работа по ее осуществлению происходит на стороне присоединяемого предприятия. Данная работа ориентирована, прежде всего, на составление передаточного акта и уведомление кредиторов о предстоящей реорганизации.

Согласно ст. 29 Закона уведомление кредиторов должно быть произведено не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации путем направления письменного уведомления каждому, а также размещения сообщения в органах печати. Любой кредитор в течение 30 дней от даты направления ему уведомления или публикации сообщения вправе требовать от реорганизуемого юридического лица досрочного прекращения или исполнения обязательств перед ним и возмещения убытков. При этом, не определено может ли предприятие продолжать реорганизацию по истечении данного 30-дневного срока, если оно не удовлетворило все требования, поступившие от кредиторов, и не возместило им убытков.  

Отсутствие у него такого права черевато необходимостью до реорганизации удовлетворить все требования кредиторов о досрочном исполнении их обязательств, что может затянуть процедуру реорганизации и даже привести к банкротству предприятия.

Обращаем Ваше внимание, что при надлежащей юридической поддержке в процессе реорганизации, возможно избежать взыскания убытков в связи с досрочным прекращением обязательств по искам кредиторов реорганизованного лица.

Помимо кредиторов по гражданским обязательствам, присоединяемое, а так же присоединяющее предприятие обязаны уведомить о реорганизации налоговые органы (ст. 23 НК РФ). Уведомление должно быть произведено в течение трех дней со дня принятия решения. Результатом такого уведомления может стать внеплановое проведение выездной налоговой проверки реорганизуемых лиц (ст. 87 НК РФ), что многократно усложнит и дестабилизирует работу по реорганизации. По результатам такой проверки не исключена возможность привлечения реорганизуемых организаций к ответственности за налоговые правонарушения. При этом, если дата вынесения решения о привлечении присоединяемого предприятие к ответственности будет предшествовать дате регистрации реорганизации, то санкции за налоговые правонарушения присоединяемого предприятия могут быть взысканы с присоединяющего предприятия, как с правопреемника. Во избежание подобного развития ситуации, до вынесения решения о реорганизации целесообразно провести аудит за три года, непосредственно предшествующих году проведения данной реорганизации, и за год, в котором она проводится, так как налоговые органы имеют право проверить только этот период.

4. Параллельно с уведомлением кредиторов присоединяемое предприятие должно осуществить процедуру инвентаризации своего имущества и обязательств. Подобная обязанность закреплена в ст. 13 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Инвентаризация призвана обеспечить достоверность данных передаточного акта об имуществе и обязательствах присоединяемого предприятия. Некомпетентность в процессе проведения подобной инвентаризации может привести к отсутствию в передаточном акте указаний о передаче отдельного имущества и обязательств.

Учитывая, что в соответствии со ст. 31 Закона к присоединяющему предприятию переходят только те права и обязанности присоединяемого, которые закреплены в передаточном акте, то не включение в передаточный акт каких-либо прав лишает присоединяющее предприятие юридической возможности подтвердить обладание данным правом и реализовать его. Кроме того, включение в передаточный акт сведений не обо всех требованиях кредиторов, может повлечь признание регистрации реорганизации юридического лица недействительной по иску любого заинтересованного лица в порядке ст. 13 ГК РФ.

5. Отсутствие в законодательстве требований к содержанию и форме передаточного акта порождает необходимость самостоятельной разработки данного акта в каждом конкретном случае реорганизации. Отсутствие у должностных лиц реорганизуемых предприятий подобных навыков приведет к увеличению срока необходимо для проведения реорганизации, а также скажется на качестве подготовки важнейшего для реорганизации документа.

По нашему мнению, при составлении передаточного акта следует руководствоваться логикой, обусловленной его назначением в процессе реорганизации. Поэтому акт должен быть оформлен, таким образом, чтобы обеспечивать возможность идентификации имущества и обязательств, переходящим к присоединяющему предприятию. В противном случае не будет правовых оснований для регистрации прав на недвижимость и транспортные средства за новым собственником, а также для легитимации присоединяющего предприятия, в качестве правопреемника присоединяемого предприятия. Для целей идентификации передаваемого имущества, оформления передачи долгов и требований присоединяемого предприятия к присоединяющему, имущество и обязательства должны быть указаны в передаточном акте, и, по возможности конкретизированы.

Кроме того, для целей внесения изменений в данные бухгалтерского учета поглощающего предприятия передаточный акт должен содержать стоимостную информацию о передаваемом поглощающему предприятию имуществе и обязательствах. Данную информацию лучше всего формировать по статьям бухгалтерского баланса. Таким образом, в качестве составляющей части передаточный акт должен содержать передаточный баланс.

6. Следующая проблема связана с тем, что с момента составления передаточного акта до момента внесения записи о реорганизации в единый государственный реестр пройдет определенный срок. За данный период в имуществе и обязательствах присоединяемой организации неизбежно произойдут изменения. Поэтому акт, составленный ранее, не будет отражать действительной информации. Во избежание неточностей в переданном имуществе и обязательствах после регистрации реорганизации, следует составлять уточненный передаточный акт на дату реорганизации, в том числе уточненный передаточный баланс. Представляется, что данный акт так же должен быть утвержден уполномоченным государственным органом.

7. Проблемы, возникающие в ходе проведения реорганизации у присоединяющего предприятия, обусловлены содержанием его действий по реорганизации. Работа присоединяющего предприятия по реорганизации, главным образом, направлена на устранение несоответствий, порождаемых различиями в деятельности объединяемых предприятий, на подготовку изменений в устав, а также разрешение юридических, налоговых и иных вопросов, связанных с правопреемством.

Преодолению подлежат, прежде всего, несоответствия учетных политик реорганизуемых предприятий, в том числе различия в планах рабочих счетов, формах первичных документов, методах определения даты получения выручки (дохода) для целей налогообложения и т.д.

Так в учетной политике присоединяющего предприятия могут отсутствовать первичные документы (по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов), для оформления хозяйственных операций, осуществляемых присоединяемым предприятием. Кроме того, рабочий план счетов присоединяющего предприятия может не содержать синтетических и аналитических счетов для отражения операций, осуществляемых присоединенным предприятием в процессе хозяйственной деятельности. Учитывая, выше сказанное присоединяющему предприятию следует заблаговременно (до внесения записи о реорганизации в реестр юридических лиц) подготовить и внести соответствующие изменения в свою учетную политику на 2003 год. По нашему мнению, подобные изменения целесообразно подготовить и внести на момент утверждения учетной политики на 2003 г., даже если решение о реорганизации еще не принято.

При переходе по передаточному акту обязательств, которые предусматривают получение дохода или выручки присоединяющим предприятием, и на момент реорганизации исполнены одной стороной, могут возникнуть проблемы с определением момента, когда у присоединяющего лица возникнет обязанность начислить и уплатить налоги с выручки (дохода) по этим обязательствам. В учетных политиках объединяемых предприятий может быть по-разному определен момент признания выручки (по отгрузке или по оплате) и доходов (по начислению или по оплате) для целей налогообложения, соответственно, налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль. Так возможны ситуации, когда на момент реорганизации (перехода обязательств) у присоединяемого предприятия уже возникла обязанность уплатить налог с сумм выручки (дохода) по конкретной сделке, а у присоединяющего предприятия таких обязанностей из той же сделки еще нет. Возможна противоположная ситуация.

Несоответствие учетных политик объединяемых предприятий далеко не единственное препятствие, подлежащее преодолению в процессе присоединения. Так несоответствие видов деятельности, осуществляемых реорганизуемыми лицами, может повлечь за собой необходимость получения присоединяющим предприятием лицензий на виды деятельности присоединяемого предприятия, если ранее таких лицензий у него не было. Получением этих лицензий целесообразно заняться еще до окончания реорганизации, так данная процедура может занять довольно продолжительный период времени, а деятельность без лицензий является незаконной и может повлечь привлечение реорганизованного лица к ответственности. При этом альтернативой нарушения закона является приостановка деятельности до момента получения лицензий, что экономически нецелесообразно. Самостоятельное осуществление процедуры лицензирования, даже при условии ее начала до окончания реорганизации, не является безусловной гарантией получения лицензии в необходимый срок.

8. Деятельность по оформлению правопреемства в процессе присоединения не исчерпывается составлением и подписанием передаточного акта.

Так, если присоединяемое предприятие и его имущество, в том числе недвижимость, находится в другом месте, нежели присоединяющее предприятие, то после реорганизации у присоединяющего предприятия возникнет недвижимость вне места его нахождения. Согласно ст. 83 НК РФ это приведет к возникновению у реорганизованного лица, обязанности встать на учет по месту нахождения недвижимости.

Кроме того, реорганизованное предприятие должно будет перерегистрировать права на недвижимость и транспортные средства, полученные им в ходе реорганизации.

Если имущественный комплекс присоединенного предприятия находится на значительной удаленности от поглощающего предприятия, что затрудняет непосредственное управление им, то данному предприятию целесообразно присвоить статус филиала, утвердить положение о нем и внести соответствующие изменения в устав основного предприятия. В этом случае, у присоединяющего предприятия также возникнет обязанность встать на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала. Представляется, что работа по подготовке соответствующих изменений в устав основного предприятия должна быть начата до окончания реорганизации с таким расчетом, что бы по окончании реорганизации подать заявление о внесении в устав изменений, как в связи с увеличением уставного фонда, так и учреждением филиала.

По окончании регистрации реорганизации присоединяющему предприятию необходимо произвести объединение собственных учетных данных с данными присоединенного лица, в том числе объединение сальдо по счетам бухгалтерского учета, а, в некоторых случаях, также ввести в рабочий план счетов новые субсчета для учета активов и обязательств присоединяемого предприятия.

В связи с реорганизацией целый ряд спорных моментов порождает правопреемство в налоговой сфере. Сложности могут возникнуть при определении наличия или отсутствия у присоединяющего предприятия права применить налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость и возместить из бюджета суммы этого налога, если право на вычеты и возмещение возникло еще у присоединяемого предприятия, однако не было реализовано им до момента присоединения.

Особого внимания поглощающего предприятия заслуживает проблема возможного привлечения его к налоговой ответственности и/или взыскания с него санкций за налоговые правонарушения, совершенные присоединенным предприятием до момента присоединения.

Выше приведенный перечень сложных вопросов и проблем, возникающих в ходе реорганизации, далеко неполный и может расширяться применительно к реорганизации каждого конкретного предприятия. Поэтому, в целях их избежания и ускорения процесса присоединения, наиболее рациональным решением будет привлечение для проведения подобной реорганизации профессионалов.

Чаннов В.П. 

Copyright © 2006 МАЭЛ АУДИТ. All rights reserved.
Promote by Salesagency.
Rambler's

Top100 Рейтинг@Mail.ru